В последние два-три года в СМИ периодически выходят материалы, авторы которых предлагают обратить внимание на теряющую актуальность обыкновенную шариковую ручку. Действительно ли мы что-то упускаем, отдавая все больше предпочтения клавиатуре компьютера, мобильным устройствам и гаджетам?
Когда ребенок развивает свою речь, пишет, он не только обучается складывать буквы в слова, слова в предложения, он конструирует целую систему мыслей, которые надо внятно изложить.

Другого способа одновременного вовлечения моторных, ассоциативных, речевых, тонких манипуляторных центров на сегодняшний день нет. Это самое человеческое занятие, за всю нашу человеческую историю. Огромное количество центров нашего мозга связано со способностью излагать свои мысли с помощью авторучки. Набор текстов на компьютере исключает из всего этого комплекса сложных взаимодействий головного мозга нашу тонкую моторную координацию, которая и сделала нас людьми. Тонкая манипуляция подключает огромные области мозга которые необходимы нам для того чтобы использовать двигательные центры возникшие в эволюции очень давно.
Поэтому детям, взрослым, нужно обязательно заниматься в той или иной степени каллиграфией, как минимум просто письмом — набор текста на компьютере в этом не поможет.
Но существуют индивидуальные особенности, иногда у ребенка возникает дисграфия (неспособность приобретения навыков письма у детей с нормальным развитием интеллекта). Разница разных отделов мозга одного человека от другого может достигать в 40 раз (поле и подполье одного человека может быть в сорок раз больше чем у другого), это надо учитывать при воспитании детей. В этом случае каллиграфия может им существенно помочь. Те следовые поля, которые есть, их можно реализовать, научив детей красиво писать, заодно научив их просто думать. Письмо заставляет думать на заданную тему, излагать стройно свои мысли.
Исследователи этих вопросов, в первую очередь Е. П. Кононова и И. Н. Филимонов, показали, что эти разницы настолько колоссальны, что достигают в минимальном случае двух-трех крат.
Если вы будете выполнять сложные упражнения, такие как каллиграфия, заставляя себя не просто копировать текст, а соблюдая определенные правила и задания, то вы добьетесь существенного развития метаболизма мозга. Письменная речь является колоссальным преимуществом, которое получают в привилегированных школах . В США не менее одного часа в неделю уделяется аналогичному каллиграфии чистописанию в привилегированных школах. В Китае считается, что каллиграфия сказывается на продолжительности жизни и работу мозга как гимнастика Цигун и Тайцзи-цюань. В Японии во время обеденного перерыва для сотрудников приглашают учителей каллиграфии на 30 минут.
Выработка хорошего подчерка и умение ясно излагать мысли (что связано между собой), увеличивает на 30% результаты образовательного процесса. Плохой подчерк соответственно снижает. Есть центры мозга, которые задействованы для обучения каллиграфии и даже просто ручного письма, дают очень хороший результат, что понимают во всем мире.
Не бросайте авторучки, это приятно, когда ваша мысль будет прочитана вашими потомками, которую вы изложили собственноручно. Записывайтесь к нам на занятия по каллиграфии. Удачи вам в воспитании ваших детей и самообразовании.
По материалам лекции доктора биологических наук, профессора С. В . Савельева.